Back to top

Обзор Heroes of Might and Magic III эпической пошаговой стратегии

Heroes of Might and Magic III (HoMM 3) выполненные в жанре пошаговая стратегии (TBS), увидели свет в 1999 спустя 2 года после триумфальной связки Heroes of Might and Magic II: The Succession Wars + The Price of Loyalty. Heroes III или «Герои 3» имели оглушительный успех у поклонников геройской серии. Разработчиком и издателем игры выступили New Wolrd Computing и The 3DO Company соответственно, главным автором и дизайнером остался американец Jon Van Caneghem (Джон Ван Канегем).

Оригинальная версия Heroes of Might and Magic III имела приставку The Restoration of Erathia (Возрождение Эрафии) кампании которой переплетались с сюжетом Might and Magic VII: For Blood and Honor. В том же 1999 появился add-on Armageddon’s Blade (Клинок Армагеддона), а в следующем году очередной The Shadow of Death (Дыхание смерти). Каждое дополнение, кроме новых кампаний, привносило улучшения в игровой процесс.

Локализатором игры на территории России стала компания «Бука», её версия «Герои меча и магии III: Возрождение Эрафии» увидела свет в 2000 г. и вошла в сборник «Герои Меча и Магии III: Полное собрание», вобравший в себя все издания. Сам коллекционный сборник вошёл в эпический комплект из трёх CD-дисков «Герои Меча и Магии: Платиновая серия», включающий предыдущие две части сериала.

Герои Меча и Магии III: Полное собрание

Содержание обзора:

  1. Графика
  2. Звук
  3. Расы
  4. Карта
  5. Город
  6. Герои
  7. Магия
  8. Артефакты
  9. Существа
  10. Боевой режим
  11. Отзыв

Графика

Визуально «Герои 3» преобразились существенно, разрешение увеличилось с 640×480 до 800×600 пикселей, а цветопередача с 256 цветов до 16-бит. Такие характеристики позволили поднять качество картинки на новый уровень, расширить поле сражения и видимую область карты приключений. Впоследствии пользовательский неофициальный мод HoMM 3 HD позволил поднять поддержку резолюцию экрана до отметки 4000×4000 пикселей, расширяя стратегические возможности при использовании широкоформатных мониторов.

Звук

Некоторое звуковое оформление перекочевало из HoMM 2, например, заклинание «Жажда крови» (Bloodlust), но в целом звуковой ряд был основательно переработан и улучшен и для его воспроизведения потребовалась звуковая карта, совместимая с DirectX® 7.0a. Как и прежде в каждом замке проигрывается настоящее музыкальное произведение также завораживают эффекты и треки в сражениях.

Расы

New Wolrd Computing основательно потрудился над созданием новых рас и основательно переработал имеющиеся, а также попытался выравнять баланс сил, что отчасти удалось. Изначально в Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia были представлены 7 рас в Armageddon’s Blade добавили поломный Конфлюкс.

  1. Замок (Castle) – «рыцарский» град из аутсайдера превратился в топа, ушли крестьяне; остались стрелки (сменил лук на арбалет), всадники; сменили уровень копейщики, мечники; привнесены грифоны, монахи и ангелы.
  2. Бастион (Rampart) – некогда замок колдуний стал эльфийским, исчезли феи, друиды и фениксы; остались гномы, лучники эльфы, единороги; появились кентавры, пегасы, дендроиды и драконы (зелёные и золотые).
  3. Башня (Tower) – чародеи все так же сильны, ведь остались мощные титаны и маги, добавились наги (танки) и кастующие джинны. По-прежнему специализация в магии и знаниях.
  4. Инферно (Inferno) – совершенно новое поселение, где в основе творения лежит бесовско-демоническая тематика, во главе прайда стоят дьяволы.
  5. Некрополь (Necropolis) – убрав мумий и прибавив призраков с чёрными рыцарями, «мертвяки» по-прежнему достойные вояки.
  6. Подземелье (Dungeon) – в Темнице чернокнижников с былых времён закрепились только минотавры с драконами (красные и чёрные). Кстати, новички: троглодиты, гарпии, бихолдеры и медузы присутствуют в MM7, а мантикоров почему-то не пристроили.
  7. Твердыня (Stronghold) – в Цитадель переместился рух и обосновались чудища, волки обзавелись наездниками, а циклопы отныне метают валуны. Стихия варваров атака в ущерб заклинаниям.
  8. Крепость (Fortress) – абсолютно новоиспечённая раса, проживающая в болотной местности. Проверенные гидры сменили прописку и пошли на повышение — заняли главенствующие положение, а новобранцы: гноллы, ящеры, летучие змеи, василиски, горгоны и веверны также органично вписались в армию. Герои этой расы не делают ставку на гильдию магов, а отдают предпочтение защите.
  9. Сопряжение (Conflux) – возник вместе с продолжением Armageddon’s Blade, получилась удачная попытка объединить элементалей под покровительством жар-птиц. Персонажи любят изучать всю магию без исключений. Интерьер поселений отдаёт славянской тематикой.

Карта

Разрешение расширяет просторы, хотя размеры карт прежние: 36×36, 72×72, 108×108 и 144×144 клеток. Наверное, генеральной фишкой стали двухуровневые карты. Подземелье вдвое увеличило игровую площадь, что было воспринято фанами игры на ура. В придачу «Клинок Армагеддона» подарила функцию «Случайная карта» (Random map), которая стала безумно популярной у поклонников игры.

Ландшафт слегка обновился и его виды выглядят следующим образом.

  • Земля
  • Песок
  • Трава
  • Болото
  • Камни
  • Подземелье
  • Лава

Виды почв привязаны к определённой расе. Однако взору явились заколдованные земли, обладающие индивидуальной спецификой и воздействующие особыми свойствами на героев и его отряды.

  • Пламенные поля – магия огня приобретает статус 3 ступени. В последующих трёх вариантах последовательно указан аналогичный эффект для магий воды, воздуха и земли;
  • Чистые пруды – ″;
  • Волшебные облака – ″;
  • Нагорье – ″;
  • Проклятые земли – запрет на сотворение заклинаний выше 1-го этажа;
  • Волшебные равнины – боевые и путевые спелы кастуются с максимальной эффективностью;
  • Клеверный луг – +2 к удаче нейтральным воинам;
  • Злая мгла – зло +1 к духу, добро -1 к духу;
  • Святые земли – см. выше, только ⇄;
  • Попутные ветры – к навыку Навигация добавляется 50%.

Среди свежих локаций возникло огромное обилие жилищ для найма существ 1–7 уровня каждой расы плюс нейтральных. Драконий город трансформировался в Утопию драконов, где за победу в зависимости от количества драконов героя одаривают круглой суммой золотых и четырьмя артефактами. В Университете герою предложат на выбор изучить от 1 до 4 дополнительных навыков, а ареной теперь могут пользоваться все герои игрока. Библиотека посвящённых, ранее Ксанаду повысит основные характеристики на +2 пункта.

Гарнизоны, где оставляются войска для охраны узких мест — проходов, есть тип, запрещающий магию в бою. Пограничные врата и пограничного стража (обоих по 8 цветов) можно пройти только посетив соответствующий шатёр хранителя ключей.

Чёрный рынок, где торгуют артефактами поможет снарядить любого героя. Хижины провидца трёх типов выдаются квесты, наградами за выполнением могут служить золото, опыт и существа. Armageddon’s Blade кроме захватывающих кампаний преподнёс: волшебный лес, хрустальный грот, сернистое логово и льдистые пики, где обитают сильнейшие существа в Heroes of Might and Magic III.

Город

Интерьер и структура построек в городах была капитально переработана. Колодец удваивавший прирост существ, заменили связкой Форт → Цитадель → Замок, здесь удобно закупать войска и в них по мере апгреда появляются ров с защитными башнями. Статуя (+250 за ход) убрана, альтернативой явились Зал старейшин → Ратуша → Магистрат → Капитолий, приносящие каждый ход: 500, 1000, 2000 и 4000 золотых соотвественно.

Рынок улучшается до склада ресурсов и в соответствии с потребностями конкретной расы приносит экстрапотребный ресурс, становясь своеобразной добывающей шахтой. Каждая раса обзавелась своими самобытными постройками с неповторимыми бонусами. Допустим, сокровищница в Бастионе прибавляет 10% к золоту имеющемуся в казне на момент начала недели, а волшебный пруд генерирует небольшое количество ресурсов.

Гильдия магов привычно отстраивающаяся до 5 яруса в Heroes of Might and Magic III связана с характерными устремлениями рас. Людям максимально доступен 4 ур., а варварам и ящерам 3 ур., остальным мистическим созданиям 5 уровень.

Герой

Расы обзавелись двумя классами героев, первая исповедует военное искусство, вторая по душе магия. В результате возникло 18 типов героев, это без эксклюзивных персонажей представленных в кампаниях, в которых отдельные личности по ходу прохождения даже превращаются из человека в дракона.

Экран героя в Heroes III претерпел значительные преобразования по сравнению с предыдущими частями, по сути, отличающихся лишь наличием панели новых умений. Теперь активные 9 слотов для артефактов распределены по туловищу персонажа: голова, шея, обе руки, два пальца, плечи, торс и ноги; 5 для прочих вещей. Существует сумка для неиспользуемых вещей, рассчитанная на 64 предмета. Под боевое оборудование отведено 4 ячейки, а волшебную книгу один.

К интересным нововведеньям можно отнести функции: дневник заданий, рассредоточения войск (кучно или фронтом), разделения отряда и тактический манёвр вначале битвы (только с «Тактика»). Вследствие наращевание разрешения и соответсвенно поля боя, армия героя расширина до 7 отрядов!

Начальные навыки

Единственный пункт, оставшийся без изменений начиная с первой части как было 4 основных (классических) навыка, так и осталось.

Атака – параметр, влияющий на урон, наносимый армией, при этом значение героя суммируется с рейтингом атаки каждого отряда, прибавляя к базовому.
Защита – способность эффективно поглощать вражеский урон, расчёт происходит аналогично предыдущему навыку.
Магия – влияет на длительность и мощность направляемых заклинаний.
Знания – определяет количество магической энергии у героя, как и в HoMM 2 манна расходуется при наложении спелов и каждая единица этого умения умножается на 10 очков.

Схема распределение поинтов при повышении основного навыка зависит от класса героя и его уровня.

Вспомогательные навыки

Мораль – высокий показатель во время сражения даёт шанс отряду ходить два раза за раунд, а низкий, напротив, может вызывать пропуск. В качестве модификаторов выступают: навык Лидерство, артефакты, комбинации отрядов разной либо одинаковой расы и локации. Даже если у героя Мораль имеет статус «Нейтральная» (какие-либо воздействие отсутствуют), некоторые существа, обладая, собственным высоким показателем могут повторно ходить в раунде.

Удача – вероятность нанесения двойного повреждение равна уровню владения. Модификаторы, изменяющие базовую характеристику: артефакты, навык «Удача», заклинание «Фортуна» и «Неудача».

Следует отметить, что в Heroes of Might and Magic III начальные и вспомогательные навыки могут усиливаться дополнительными и специализацией героев (см. ниже) плюс постройками в замках.

Дополнительные навыки

В первом HoMM они отсутствовали, во второй части разработчики ввели в арсенал 14 дополнительных навыков с 3 ступенями владения, а в Heroes III добавили ещё 14 к имеющимся.

  • Атака – увеличивает физический урон, наносимый вашими отрядами (10, 25, 50%);
  • Боевые машины – герою разрешается управлять баллистой с шансом нанести двойной урон противнику (50, 75, всегда двойной урон);
  • Ворожба – усиливает магический ущерб заклятиями, применяемых героем (5, 10, 15%);
  • Защита – уменьшает физический урон, наносимый вашим отрядам (10, 25, 50%);
  • Книжник – обмен и обучение магическими заклинаниями между героями, включая союзников (уровень заклинания: до 2, 3, 4);
  • Лечение – повышает эффективность палатки первой помощи и позволяет самому выбрать отряд для оказания помощи (очки Здоровья: 50, 75, 100);
  • Магия Воды – продуктивность использование заклинаний этой стихии;
  • Магия Воздуха – ″;
  • Магия Земли – ″;
  • Магия Огоня – ″;
  • Обучение – дарует дополнительные очки опыта за успешный бой (5, 10, 15%);
  • Разум – наращивает количество манны (25, 50, 100%);
  • Тактика – фаза расстановка сил (первые клетки: 3, 5, 7);
  • Устойчивость к магии – поражающие спелы отражаются согласно уровню владения (5, 10, 20%).

Благодаря такому разнообразию геймер в отличие от Heroes II, может создавать персонажей, специализирующихся на магических заклинаниях, и наоборот делающих ставку на боевые искусства.

Специализация

Каждый герой, включая уникальный персонажей из кампаний обладает своей специализацией, суть которой заключается во вспомогательном бонусе, улучшающим характеристики существ, заклинаний, боевого оборудования исключая «Обоз с оружием» и дополнительных навыков либо дарующий +1 ресурс, кроме дерева и руды, или разрешающий производить апгрейд определённых воинов. Встречались вовсе неповторимые, например, Сэр Мюллих (ориг. Sir Mullich) прибавляющий +2 к показателю скорости армии.

Магия

Магические заклинания в общем количестве 76 штук разработчики равномерно поделили на школы стихии: Огонь, Воздух, Вода и Земля. Школы стихий напрямую взаимосвязаны с одноимёнными дополнительными навыками, а эффективность эксплуатации спелов сопряжена со ступенями (1, 2 и 3 - Начальный, Эксперт и Мастер). Пропали отдельные спелы имевшие приставку «Общее»: «Благословение», «Замедление», «Лечение», «Проклятие», «Снятие чар» «Ускорение» и «Щит». Массовый эффект, поддерживаемый определёнными заклинаниями активируется только на уровне Мастер (3-я ступень).

Если герою была выбрана школа магии, то стоимость ворожбы для заклинаний этой школы уменьшается от 1 до 5 очков магии, значение подчинено уровню заклинания. Процесс познания заклятий работает в связке с навыком Мудрость по аналогии с Heroes of Might and Magic II. Создатели «тройки» снова расширили тактические возможности внедрением разнообразных спелов, как и раньше они подразделяются на боевые и небоевые.

Артефакты

Суммарно насчитывается 135 артефактов. Любопытными для героев-магов оказались книги магии и сферы повышающие урон на 50% четырёх стихий.
Артефакты делятся на классы:

  • Ценный
  • Малый
  • Великий
  • Реликвия

В add-on The Shadow of Death привнесена возможность собирать уникальные комплекты из артефактов одной серии, дающие обладателю экстрабонусы. Всего доступно 12 комплектов, часть из них можно собрать проходя кампании в «Дыхание смерти».

Грааль – единственный закопанный артефакт, местонахождение определяется при помощи посещения обелисков и просмотра карты-пазла. Выкопанный Грааль следует отнести в предпочтительный замок, где он преобразуется в чудесную постройку и всевозможными «расцветёт» бонусами. Общими для всех рас станет ежедневные 5000 золотых и еженедельный 50% прирост существ, а индивидуальными станут внешний вид и племенной бонус. Допустим, в Подземелье «Страж земли» добавляет 12 единиц к сили магии обороняющегося героя.

Ящик пандоры ещё одно новшество в HoMM 3. Название говорит само за себя, в этакой шкатулке может находиться всё что угодно. Например, полный набор заклинаний школы огня или все существующие заклинания 4-го уровня либо 300 бесов, иногда ящик и вовсе пуст.

Существа

Диапазон существ расширен благодаря новым расам и прибавки в замках дополнительного жилища. Его стали населять существа 6 ур., именно они заняли внушительное пространство между 5 и 6 уровнями образовавшееся в Heroes of Might and Magic 1-2 (рыцари и варвары исключение), например, сравнить у чародеев КПД — прирост и характеристики архимага и титана или у чернокнижников царей минотавров с чёрными драконами.

Нейтральных существ насчитывается 15 видов, кто-то ушёл из городов (мумии и тролли) или наоборот обосновался там (элементали), но среди прочих есть поистине мегамонстры.

Уникальные драконы:

  • Сказочные
  • Кристальные
  • Ржавые
  • Лазурные

Отныне во внешних локациях (нужно захватывать), где можно нанимать существ введён строгий недельный лимит прироста, былая накопительная система отсутствует. Таким образом, в полноценной команде при должен присутствовать герой-сборщик, обходящий раз в неделю подконтрольные жилища. В городах прирост тесно связан не только с внутренними постройками: форт, цитадель и замок также каждое внешнее жилище, станет приносить +1 во все владения игрока родной для неё расы.

Боевой режим

Обновлённые размеры поля боя составляют 15×11 клетки. Как и прежде сражение разбито на ходы, сами герои не принимают непосредственного участия в схватке, а выступают наблюдателем, предлагая воспользоваться книгой заклинаний, часть прежнего функционала отправили в нижнюю панель. В левой части расположены кнопки: «Сдаться», «Отступить» и «Автоматический бой» далее размещается прокручиваемый вывод статистики. По правую сторону обосновались, наверное, наиболее ключевые фишки: «Ждать» и «Обороняться».

При активации «Ждать» существо отложит ход, который переходит к следующему бойцу и после прошествия круга он вернётся к обратно. В случае использования «Обороняться» к параметру защиты существа начисляется прибавка в виде 20% от базового показателя. В боевом режиме при штурме крепостей стало возможно применять принципиально новые тактические схемы, связано это с возможностью «выламывать» катапульту, игнорирование башнями защиты существ (стабильный урон для всех) и рвы, забирающие ход и наносящие собственные повреждения. Гроссмейстеры Heroes of Might and Magic 3 могут грамотно оборонять замки, одерживая верх над превосходящими ратями.

Юниты, обладающие дистанционной атакой выходя за радиус 10 клеток вокруг себя, получают штраф — минус 50% к урону. Сохранилось и наказание, за стрельбу минуя крепостные стены при осаде городов. Однако для любителей пострелять приготовлены специальные артефакты нивелирующие подобные взыскания, даже обладающие пренебрежением (Лук снайпера) к стоящим на соседней клетке врагам.

Отзыв

Несмотря на, дату выхода и приличный возраст неугасающие Heroes of Might and Magic III все ещё популярны. Эта игра по-прежнему стимулирует энтузиастов к созданию новых карт, кампаний и экзотических версий. А вариант игры «Случайная карта» (карта XL с подземельем) для сбора комплектов артефактов, превратился в некий ритуальный обряд. Вышедшая в 2014 году Heroes of Might and Magic III HD Edition, с обновлёнными текстурами и поддержкой высоких разрешений заставляет иначе взглянуть на игру и пройти шедевр вновь.

Редакция ресурса предлагает всем желающим ознакомиться с категорией сайта посвящённой прохождению официальных кампаний входящих в Герои Меча и Магии 3: The Restoration of Erathia, Armageddon’s Blade и The Shadow of Death.

С уважением, pro-onlineigry.ru

Название: 
Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia
Дата выхода: 
1999
Разработчик: 
New Wolrd Computing
Издатель: 
The 3DO Company
Локализация: 
Бука
Жанр: 
TBS, RPG
Режим: 
Однопользовательский и Многопользовательский

Добавить свой отзыв: